Служба школьной медиации
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 25 января 2018 года № 142 «О развитии деятельности служб школьной медиации в образовательных организациях Нижегородской области»;
- Положения о службе школьной медиации, утвержденное приказом от 01.04.2016 №152-ОД.
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей (законных представителей), педагогов, обучающихся.
В ходе этих отношений нередко возникают конфликтные ситуации.
Главная цель службы школьной медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям (законным представителям)?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Служба школьной медиации это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то пропало, и вы знаете обидчика, у вас проблемы в классе, и вы не знаете как поступить, то вы можете обратиться к куратору школьной службы медиации – Нефёдовой Альбине Юрьевне, педагогу-психологу.
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
каковы причины случившегося;
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
На встрече выполняются следующие правила:
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.